В первом за этот год номере FOTO&VIDEO прекрасная статья Ирины Чмыревой о фотообразовании. Основной месседж, как ни смешно, до крайности спорный – оно надо. То есть, для меня-то нет сомнений, я действительно испытываю дискомфорт от собственной ненаученности. Мое самообразование хоть и не вовсе бессистемное, но грешит поверхностностью, и зияет лакунами всякими. Но то, что сейчас предлагается в России меня не привлекает, а зарубежное – в данный момент невозможно.

Однако я знаю массу фотографирующих личностей,  которые совершенно искренне полагают, что им не нужно никаких дипломов и прочих цацок нелепых. Опыт – не сын ошибок для них, но отец знания, хотя если опыт не сопровождается весьма обоснованной рефлексией, он рождает знания неверные. Вспомните, что бытовой опыт подсказывает нам, что именно Солнце вращается вокруг Земли, а н наоборот. Рефлексия же возможна, если накопленные прежде знания и размышления доступны как инструмент, а вне установившейся школы это – почти невозможно.

У нас школу заменяет система мастер-классов. Фактически это – шарлатанство высшей пробы, когда «гуру» подсовывает ученикам некоторый набор рецептов из собственной практики, но не ставит перед ними системообразующих вопросов, поиск ответов на которые – сам по себе есть путь обучения и совершенствования.

Грубо говоря, есть обучение по системе «то», при котором ученика дрессируют как зайца – спички зажигать, и «не то», при котором любое достижение ученика отрицается, чтобы заставить его сделать следующий шаг к становлению.

Я тоже, бывает, не чуждаюсь мастер-классов (хоть и стесняюсь сильно), и собираю иногда какие-то аудитории, но всегда иду по пути «не то».  Даже когда мне хочется попросту поделиться каким-то успешным личным опытом, я скатываюсь к даосским коанам. Это, скорее всего, и есть причина того, что на меня хорошо ходят задаром, и плохо за деньгиJ. Легко заплатить за понятную науку: как облить голую тетку молоком, или делать из людей вурдалаков, а платить за мучительное осознание собственного несовершенства – какая-то БДСМ-практика.

Тем не менее я читаю курс (программа ниже), в студии «7 углов». Добро пожаловать!

Основные темы[1]

  • Устройство современной фототехники на примере однообъективной зеркальной фотокамеры;
  • Особенности цифровой фотографии;
  • Выразительные средства художественной фотографии;
  • Основные жанры современной фотографии;
  • Эстетика фотоизображения;
  • Публикация и презентация.

Занятия

День первый

Учи матчасть

1. Презентация курса, описание его целей, задач и методов их решения, уточнение учебного плана исходя из уровня подготовки и состава группы;
2. Краткий экскурс в историю фототехники[2];
3. Устройство фотокамеры ~35 мм: сменная оптика, матрицы «полнокадровые» и APS-C, модули экспозамера и автофокусировки. Техника безопасности при пользовании фотокамеры — как не испортить зрение, как сберечь технику.

Экспопара — альфа и омега

1. Выдержка и диафрагма — методы управления количеством света, отличия от освещенности сцены;
2. Глубина резкости как функция фокусного расстояния объектива, значения диафрагмы и дистанции до объекта;
3. Резкость динамичных сюжетов, «шевеленка» – непроизвольное движение камеры;
4. Режимы управления экспопарой (PASM), реализация управления экспопарой в «сюжетных» режимах любительских камер, гистограмма снимка.

День второй

Показать нужное, скрыть лишнее

1. Экспозамер контрастных сюжетов: блокировка экспозамера, точечный экспозамер. Замер по отраженному свету. Динамический диапазон матрицы и фотопленки;
2. Управление перспективой сцены, автоматическая и ручная фокусировка камеры, фазовый и контрастный принципы работы автофокуса. Зона нерезкости (2 часа).

Обратный отсчет

1. Форматы записи цифровых снимков: jpeg, raw, сжатые и несжатые raw файлы;
2. Чувствительность матрицы/пленки, зерно и шум;
3. Баланс белого и паразитные цвета;
4. Светофильтры.

День третий

Светопись — первые попытки

1. Мягкий и жесткий свет, живописный и графический, направление света в кадре, зачем нужна бленда;
2. Свет — это все, что светится. Отражающие и поглощающие поверхности, зачем фотографу бутерброд;
3. Практическая фотосъемка объекта (куб, шар, ажурная конструкция), управление имеющимся (не выставленным специально) светом (2 часа[3]).

День четвертый

Самое время испугаться

1. В кадре больше одного предмета — введение в основы композиции;
2. Свет и тень — тоже элементы композиции. Цвет и размер. Контраст и подобие;
3. Компоновка кадра, кадрировать лучше до;
4. Три плана композиции.

День пятый

Световой меч джедая

1. Студийный свет, постоянный и импульсный. Модификаторы света в студийной фотографии;
2. Экспозамер в студии;
3. Тональность снимка, высокий и низкий ключ;
4. Практическая съемка портрета в низком ключе.

День шестой

Рост самооценки [4]

1. Все жанры разом: сложный портрет с аксессуарами в интерьере (на пленэре). Композиция, согласование источников света;
2. Психология общения с моделью;
3. Документация фотографа: синопсис, сценарий, ТЗ, релиз модели. Авторские и имущественные права. Маркетинг фотографии.

День седьмой

Роман в столе и фильм на полке

1. Жизнь после съемки: проявка цифрового кадра — введение в работу с графическим редактором;
2. Подготовка к электронной и печатной публикации, слайд-фильм и фотокнига.

Примечания

[1] Это не темы занятий, это скорее сверхтемы курса, освещение которых происходит на каждом занятии в соответствующей пропорции.
[2] История собственно фотографии как жанра будет даваться слушателям в контексте той или иной темы.
[3] Один пункт списка соответствует одному академическому часу, если не указано иное.
[4] В данном случае действо едино, без разбивки тем по часам.